Бензопила

Бензопила, особенности конструкции и основные характеристики


6086

Тем хозяевам, у кого есть дача или загородный дом, очень нужна бензопила. Момент, когда этот инструмент становится крайне необходимым, наступает очень быстро. Поход в магазин за приобретением столь желаемого девайса может привести новичка в состояние ступора, поскольку предлагаемый модельный ряд просто необозримо широк. При этом большая часть экземпляров ощутимо «кусаются» – цена на них отпугивающе высока.

Сегодня я сделаю для вас короткий обзор по особенностям конструкции и основным характеристикам бензопилы. Возможно, для кого-то он станет зерном истины в большой куче спама, созданной в Сети малосведующими писателями  в тщетной попытке осветить этот вопрос. Подобную уверенность в своей правоте мне дает тридцатилетний опыт эксплуатации цепных бензопил, начиная с ранних моделей «Дружба».

Цепная бензопила – что это?

Это режущий инструмент, предназначенный для продольного или поперечного пиления. В девяноста девяти случаях из ста – древесины. Довольно часто их используют для выпиливания льда, а кое-кто рискует разделывать ею и газобетонные блоки.

Рабочим органом для нее служит пильная цепь – замкнутая металлическая конструкция, состоящая из шарнирно соединенных звеньев. Часть из них используется собственно для пиления – они расположены сверху кольца, и часть (нижние) для восприятия крутящего момента от приводного двигателя.

Для того, чтобы пильная цепь приняла рабочую конфигурацию и сохраняла ее все время работы, будучи довольно сильно натянутой – не как струна, но близко к тому, она устанавливается на шину. Эта конструкция представляет собой плоскую металлическую консоль с канавками-направляющими и зубчатым наконечником (звездочкой) на переднем конце. На заднем конце шины есть конструкция, которая обеспечивает ее продольное перемещение относительно ведущей звездочки, закрепленной на валу редуктора, для регулировки степени натяжения.

Для привода традиционно используются двухтактные двигатели внутреннего сгорания. В старых моделях – «Дружба» или «Урал» ось вращения коленвала расположена в одной плоскости с пильной шиной, а у современных бензопил она перпендикулярна ей. Изменение конфигурации позволило отказаться от использования редуктора – муфта сцепления и ведущая звездочка смонтированы на хвостовике коленвала. Что уменьшило вес и габариты пилы.

На сегодняшний день все цепные бензопилы, независимо от мощности и бренда, сконструированы на основе одного форм-фактора:

  • Сзади расположена скобообразная рукоять с кнопкой-гашеткой газа.
  • Слева от нее, если смотреть на шину, расположены заливная горловина бензобака, а за ней – бачка с маслом для смазки цепи во время работы.
  • Там же слева, между горловинами, расположена ручка стартера с вытяжным шнуром.
  • Свеча расположена сверху, она и наконечник высоковольтного провода закрыты кожухом корпуса.
  • Шина крепится справа на двух шпильках. Больше на этой стороне, кроме приспособления для ее натяжения, ничего интересного для пользователя нет.
  • В передней части корпуса закреплена рукоять, обхватывающая его с трех сторон. За нее пользователь держится левой рукой. Кольцевая форма позволяет перехватить пилу, изменяя угол наклона пильной шины. То есть, вы можете перейти от вертикального распила к горизонтальному, не останавливая двигатель. Раньше это можно было сделать, лишь ослабив хомут редуктора и повернув его.
  • Там же находится рычаг тормоза безопасности. Он похож на щиток. Если цепь зажимает в распиле, то пилу отбрасывает назад, щиток упирается в левую руку и включает тормоз. Цепь останавливается.

Следование этому стандарту всех брендов позволяет пользователю начать пользоваться инструментом без дополнительного обучения. Отличается лишь расположение рычага дроссельной заслонки, колпачка обогатителя и других органов управления.

Чем отличаются бензопилы?

Различие между бензопилами лишь в двух параметрах:

  1. Мощности двигателя
  2. Длине шины.

Лично я считаю, что традиционное деление инструмента на бытовой и профессиональный, исходя из простого правила «чем больше, тем лучше» – это в корне неверное решение. Оптимальной, и более близкой к истине, будет следующая градация, представленная в таблице ниже.

Тип инструментаМощность (лс/кВт)Длина шины (см/дюймы)
ПлотницкийДо 1,2/0,8825/10 – 35/14
Универсальный1,2/0,88 – 4/2,9433/13 – 45/18
Лесной2,5/1,84 – 7/5,1535/14 – 50/20

Плотницким инструментом запиливают пазы, делают отверстия, вырезают четверти и выполняют иные операции, требующие точности и приемлемой чистоты поверхности. Он легок и им легко работать, изменяя положение пильной шины относительно детали. Кроме того, он используется в саду для обрезки сучьев, можно демонтировать старый забор или иную подобную ветхую конструкцию.

Универсальный инструмент пригоден для грубой раскряжевки бревен, разделки досок пачками. А также заготовки дров и валки леса небольшой толщины. При некоторой ловкости рук им можно выполнять и плотницкие работы.

Лесной инструмент тяжел и пригоден лишь для грубой работы. Валить лес, кряжевать бревна на трелевочных и разделочных площадках. Это как раз сфера его деятельности. Вряд ли имеет смысл его приобретение дачниками или владельцами частных домов, даже если они живут в деревне постоянно.

Деление на профессиональный и непрофессиональный касается, в основном, способности инструмента к длительной непрерывной работе. Знание о том, какая модель сколько может вытянуть – сутки в лесу или она «сдохнет» быстрее, приходит только с опытом. Косвенными признаками большей производительности при прочих равных показателях – длине шины и мощности, служит вес инструмента, а также объемы бачков для топлива и масла. Вес должен быть меньше, хотя бы на сотню грамм – ползая в лесу по грудь в снегу, вы это оцените. Количество топлива обычно делается таким, чтобы его хватило на 30-40 минут непрерывной работы. Только у старых «Дружба» (14,4 кг) и «Урал» (11,7 кг) объем бака больше литра. Как правило, потребность «перекурить» у лесоруба наступала быстрее, чем заканчивался бензин.

Пильные цепи

От параметров пильной цепи производительность и качество работы инструмента. Основными ее размерами являются два:

  1. Шаг цепи.
  2. Толщина ведомого зуба (зацепа).

Шаг цепи – это расстояние между двумя (через одну) заклепками, соединяющими звенья. Или между ведомыми зубцами, расположенными по внутреннему краю. Он совпадает с шагом ведущей звездочки пилы и ведомой на шине. Здесь наблюдается интересная зависимость: чем больше шаг и диаметр звездочки на валу муфты сцепления, тем больший крутящий момент она способна передать цепи. А значит, тем большей будет производительность и способность к преодолению сопротивления материала. 

До сих пор шаг измеряется в дюймах. Для бензопил есть три типоразмера: 

  1. 0,325 десятых долей дюйма – 0,81 см.
  2. 3/8 или 0,375 десятых долей дюйма – 0,94 см.
  3. 0,404 – 1,01 см.

Цепи с шагом 1/4 дюйма, самые мелкие, применяются в электроинструменте.

Чем меньше шаг, тем меньше вибрация при работе. Руки меньше устают. Кроме того, работа получается чище. Поэтому для плотницких и универсальных бензопил наиболее часто применяется типоразмер 0,325. 

Толщина ведомого зуба, зацепляющегося за звездочку, бывает 1.3, 1.5, 1,6 мм. Почему здесь от дюймов перешли к метрической системе я не смогу дать логичное объяснение. Однако этот параметр надо так же учитывать. Он должен быть равен ширине паза на пильной шине. Более толстую цепь в нем заклинит, а узкая будет испытывать излишние поперечные колебания и прослужит недолго, порвется. 

Прямой зависимости между толщиной ведомого зуба и мощностью пилы нет. Например, у многих цепей с шагом 3/8 он 1,3 мм, а большинство 0,325 выпускают толщиной 1,5. Видимо, здесь рассчитывают на уменьшение массы инструмента – это как раз заявка на профессиональную категорию. Цепи лесных пил с шагом 0,404 делают с толстым ведомым зубом – 1,6, поскольку работа сопряжена с довольно частым заклиниванием в резе при раскряжевке или валке леса. Тут не до экономии веса, нужна дополнительная прочность.

 

Форма зуба

Этот параметр также существенно влияет на производительность и удобство работы. Пильный зуб – это звено цепи, имеющее два выступа. Передний, плоский, служит для очистки пропила от опилок. Задний, округлый, как раз и есть режущий орган. 

Между ними есть взаимосвязь – стружколом всегда ниже режущей кромки, иначе он не даст пилить, пила будет дергаться в руках. На каждом сегменте зуба есть отметки в виде насечек, показывающие их минимальных размер. Затачивая режущую кромку, подпиливайте и стружколом.

Существует два типа режущих сегментов. У одного спинка округлая, в поперечном сечении он напоминает серп. У другого она плоская – ее называют чизельной, семеркой или долотом. Серповидные ножи затачиваются напильником правильно, без порчи кромки. А для чизельных предпочтительнее использовать дисковый заточной инструмент.

Серповидный нож используется для работ с загрязненным материалом. Например, если вам привезли дрова летней заготовки или со склада, где на них оседала пыль и прочая кремнийорганическая грязь, то они проработают дольше. Чизельные ножи дают меньшую вибрацию и пилят чище, но не выносят грязи. Используйте их зимой, и будет вам счастье. 

 

 

О масле

При работе бензопилы используется два типа масла. Одно для смазки цепи, другое для самого двигателя. Первое заливается в передний бачок, а второе используется для приготовления топливной смеси в пропорциях, указанных производителем.

Для цепи подойдет любое моторное масло, самое дешевое – М8 или М10, лучше дизельное, поскольку оно более жидкое. В мороз его лучше чуточку разбавить бензином для текучести.

В отношении моторного масла у пользователей бензопил нет единого мнения. Большинство предпочитает применять рекомендованные сорта. Что правильно технически, но довольно дорого. Бывает так, что нужной марки нет под рукой. Не будет большой трагедии, если вы купите «обычное» масло для двухтактных двигателей. Я без проблем пользуюсь таким даже для оригинальной Хускварны. Полет нормальный.

Так ли страшен Китай?

Цены на бензопилы могут шокировать покупателя. Поэтому остро встает вопрос о том, сильно ли отличается «оригинал» от китайского производства? Сейчас качество производимой продукции в Поднебесной существенно выросло. И она стоит уже не так баснословно дешево, как лет пять-шесть назад.

Наименьшее число проблем доставляют сами двигатели. Вся фурнитура – цепи, шины, взаимозаменяемые с оригинальными Штилями и Хускварнами. Проблемой остаются пластмассовые детали и пробки. У Китайцев они перманентно текут. Лужи масла и бензина в местах хранения вам обеспечены. 

Поэтому вы можете вполне спокойно приобретать бензопилы стоимостью до 400-500BYN. Не стоит лишь брать откровенную дешевку или покупать этот инструмент с рук у проезжих коробейников. Для домашнего пользования это будет вполне достойный инструмент.

Добавить комментарий
Может быть интересно

Конструкция шуруповёрта и установленный на его шпинделе зажимной патрон позволяют использовать шлейф дополнительного инструмента, увеличивая его функциональные возможности. Эти приспособления, называемые насадками, вы можете приобрести в Минске в нашем интернет-магазине TM.by. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор видов насадок и описание их возможностей.

7

Струбцины — один из самых незаменимых столярных приспособлений. Применяется для фиксации нескольких деталей друг с другом или с иной поверхностью. Как правило, состоят из двух элементов — прижима и рамы. Рама отвечает за жесткость и прочность конструкции, прижимной механизм выполняет основную рабочую функцию. Могут изготавливаться из металла, древесины, композитных материалов, в том числе пластика.

4

Функция лопаты - подъем, перемещение и копание любого сыпучего материала: гравия, почвы, песка, угля, снега и т.д. Лопата оснащена широким лезвием, прикрепленным к ручке. Лезвие лопаты изготавливается из твердого пластика или стали, а черенок – из древесины, пластика или армированного стекловолокна. Существуют разные виды лопат, используемые в зависимости от рабочей задачи и условий работы.

14
1

Шуруповерт кажется универсальным инструментом, которым можно выполнить любые мелкие работы по дому, например, закрутить и выкрутить болт или саморез. Но оборудование не рассчитано на высокую интенсивность использования, быстро нагревается, а аккумулятора хватит максимум на 1-2 часа.

3

Работа системы отопления не всегда может быть стабильна, что отрицательно влияет на комфорт проживания, особенно если проблемы появились в холодное время года. Часто причиной плохого прогрева радиаторов становятся излишки воздуха в батареях или появление воздушной пробки. Газ скапливается в верхней полости, из-за чего эта часть остаётся холодной.

14