Отопление с использованием жидкого теплоносителя является наиболее эффективным по сравнению со всеми остальными. Выигрывает оно и по величине эксплуатационных расходов, и по безопасности использования. Основным конструктивным элементом таких систем являются радиаторы, отдающие тепло. Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, какие из них в лучшей степени подойдут для частного дома или квартиры. А купить их в Республике Беларусь вы можете в нашем интернет-магазине «TM.by».
Что такое радиатор и его конструкция
Прибор, который принято называть «радиатор», по своей физической сущности является теплообменником, который воспринимает и передает в отапливаемое помещение тепло от нагретой жидкости, циркулирующей по магистралям от котла и обратно. От того, насколько эффективно он делает это, зависит, будет ли в комнате достаточно тепло. С этой целью его поверхность увеличивают в несколько раз по сравнению с подключенными к нему трубами, а также увеличивают длину пути, проходимую теплоносителем внутри его объема. Конструкция любого радиатора состоит из трех элементов:
- Распределяющего коллектора.
- Соединительных труб.
- Сборного коллектора.
Распределяющий коллектор – это верхняя труба, в которую подается горячий теплоноситель. Сборный, соответственно, нижняя магистраль, в которой он собирается перед уходом в общую магистраль. Трубы, соединяющие коллекторы пропускают нагретую жидкость, от их числа зависит количество передаваемого в помещение тепла.
Обычно радиаторы выполняются по секционной схеме, каждый элемент которой состоит из коллекторов и соединяющей их пары труб. Увеличивая или уменьшая количество секции, можно регулировать их производительность. Крайние коллекторы в сборке закрываются заглушками, в которые могут быть врезаны не только подводящие и отводящие магистрали, но и различная запорно-регулирующая арматура. Например, краны Маевского, осуществляющие автоматическое стравливание воздуха, препятствующего нормальной циркуляции.
Увеличение объема приводит к тому, что циркулирующий теплоноситель замедляет свое движение. Что приводит к осаждению внутри радиатора взвесей, в них содержащихся. Это могут быть как механические примеси, так и растворенные соли. Поэтому для беспрепятственного движения жидкости и нормальной системы отопления желательно, чтобы внутренняя полость радиатора была максимально гладкой и чистой.
Радиаторы всегда исполняются из металла. Этот материал обладает лучшей теплопроводностью и достаточной механической прочностью. А она необходима, особенно если работа системы обеспечивается циркуляционными насосами. Кроме того, в ней могут возникать так называемые гидроудары из-за вскипания теплоносителя – к этому приводит, например, скопление воздуха или плохая проходимость магистралей. Ниже мы рассмотрим основные типы теплообменников – их особенности, преимущества и недостатки, с учетом особенностей их исполнения.
Чугунные радиаторы
Это, что называется, классика жанра. Они появились в конце XIX века, и долгое время им не было альтернативы. По той причине, что отливать полые изделия сложной формы из стали тогда еще не умели, алюминия не знали, а электродуговая сварка не была изобретена. Расплавленный чугун пластичен настолько, что позволяет выполнять сосуды с толщиной стенки не более 10 мм, почти как бронза при этом он значительно дешевле.
Чугунные радиаторы всегда выполняли очень ёмкими, теплоносителя в них вмещается очень много. Делалось это специально для того, чтобы большой массой жидкости и самого изделия компенсировать перепады давления и другие гидравлические явления. Благодаря этому, они способны работать в любых условиях, для них не требуется хитрых компенсаторов и иных устройств. Что значительно удешевляет монтаж и стоимость всей системы отопления. В них можно заливать любую жидкость – воду или антифриз, неважно. Чугунные теплообменники одинаково успешно работают и в открытых, и в закрытых отопительных системах.
Принципиальными недостатками являются подверженность коррозии и поверхность со сложным микрорельефом, усугубленная пористостью самого металла. Из-за этого в чугунных радиаторах скапливается грязь, окислы металлов, накипь. Кроме того, их большой вес требует использования массивного крепежа.
В домах с каркасной конструкцией и даже из газобетона повесить такой радиатор может быть проблематично, из-за чего практикуется напольная установка. Кроме того, выглядят они архаично – отличия от изделий XIX века минимальные.
Стальные радиаторы
Выполняются из двух листов стали. На них прессом делается рельеф, формирующий верхний и нижний коллекторы, а также соединительные трубы. После чего они свариваются. Конструкция легкая и довольно эффективная. В продажу поступают стальные радиаторы разных размеров – чем больше их площадь, тем больший объем они способны обогреть. Как и чугунные модели, они подвержены коррозии и засорению. Но вот промыть их сложнее, поскольку размеры внутренней полости меньше.
Сварка, соединяющая листы, не дает достаточно надежного соединения, поэтому они могут эксплуатироваться при давлении в магистрали не более 6 атмосфер. Из-за чего в системах центрального отопления кондоминиумов применяются редко. В основном они используются в частных домах.
Нормально работают с любыми видами теплоносителей. Вода или антифриз пропускаются ими беспрепятственно и не вызывают чрезмерной коррозии. Можно устанавливать в открытые и закрытые системы, с естественной и принудительной циркуляцией. Допускается монтаж с любыми видами труб – обычными черными, оцинкованными и металлопластиковыми.
Алюминиевые радиаторы
Появились в последние десятилетия, когда этот металл стал дешев. Основным преимуществом является отличная теплопроводность. Потери при передаче энергии в них минимальные, что позволяет экономить топливо, снижая расходы на отопление. Внутренние полости у них чистые и гладкие, что снижает интенсивность осаждения взвесей и не препятствует циркуляции теплоносителя – опять же, экономия на насосах и электричестве, их питающих.
Основная сложность в том, что металл химически не стоек. Если в теплоносителе есть щелочи, кислоты, он их быстро разрушит. Поэтому требуется тщательная водоподготовка – фильтрация, обессоливание, снижение уровня PH. Для частника выходом может быть использование антифриза. Однако даже он подходит не всякий. Это как в автомобилях – если в латунные радиаторы можно лить обычный тосол, то в алюминиевые надо другие, особые сорта. По этой же причине предпочтительнее использовать алюминиевые радиаторы в закрытых системах отопления, чтобы качество теплоносителя не снижалось.
Такие радиаторы выпускаются двух типов:
- Полностью литые.
- С вваренными в коллекторы трубами.
Литые алюминиевые радиаторы могут выдержать давление до 15 атмосфер, поэтому допускается их монтаж в централизованных системах отопления. Если вы уверены, что коммунальщики используют чистую воду или правильный антифриз.
Сварные радиаторы выдерживают давление до 8 атмосфер и пригодны лишь для частных домов. Их можно использовать с циркуляционными насосами небольшой производительности.
Еще одна сложность применения таких теплообменников заключается в необходимости тщательного подбора материала подводящих и сливных магистралей. Применение черного металла категорически запрещено и даже оцинкованные трубы не дают гарантии безаварийной работы. Все дело в электрохимической коррозии. У пары алюминий-железо первый является анодом, который разрушается, а второй – восстанавливаемым катодом. Интенсивность процесса такова, что уже через месяц после монтажа радиатор может потечь. Снизить его могут патрубки из нержавеющей стали длиной не менее 50 см, вворачиваемые в пробки коллекторов.
Предпочтительнее всего с этими радиаторами использовать металлопластиковые трубы. Что так же снижает стойкость к гидроударам и повышенному давлению в системе.
Биметаллические радиаторы
Инновация, появившаяся на рынке в последнее время. В этих радиаторах снаружи слой алюминия, а внутри трубы из нержавеющей стали. Их два типа:
- Сплошной сердечник, включая коллекторы.
- Сердечник только в соединительных трубах.
Фишка этой конструкции заключается в том, что механическое соединение двух разнородных металлов при нагреве испытывает деформационное напряжение. Это свойство используется, например, тепловых реле. При достижении определенной температуры их рабочий орган искривляется и освобождает расцепитель. В радиаторах же оно позволяет поддерживать постоянное давление, независимо от степени нагрева теплоносителя (компенсация осуществляется в довольно небольшом диапазоне температур). Примерно так же, как мембрана в компенсационном расширительном баке.
Пользователю надо точно знать, есть ли сердечник из нержавейки в коллекторах. От этого зависят условия эксплуатации и тип подключаемых труб. При монолитной стальной начинке можно использовать любые, даже из черного металла. А предельное давление достигает 20 атмосфер. Радиаторы с частичным армированием по своим рабочим свойствам близки к чистым алюминиевым.
Честно говоря, эта конструкция относится к высшему пилотажу в сантехническом оборудовании. Экономия электроэнергии на насосах, в потреблении топлива всей системой и в повышении качества обогрева помещения от нее есть. Но производимый ею эффект компенсации может заметить только профессионал или ну уж очень требовательный пользователь. А вот цена самих радиаторов может зашкаливать, особенно по отношению к простым стальным или чугунным.
Что хочется сказать в заключение тем, кто живет в частном доме и собирается монтировать систему парового отопления? Если у вас нет специального образования для правильной установки разных хитрых компенсационных устройств и средств для их приобретения. Если вы не сможете правильно подготовить котельную воду или приобрести достаточный объем антифриза (не меньше тонны) по тем же причинам. Если вы хотите, чтобы у вас все работало независимо от внешних условий, в том числе при наличии электричества или его отключении. Выбирайте чугунные или стальные радиаторы. Не ошибетесь. А купить их, и другие модели оптовыми партиями и в розницу вы можете в нашем интернет-магазине TM.by.
- 12.05.2023
- 7080 просмотров