Классификация моторных масел

Классификация моторных масел


3048

Правильный выбор масла – одно из важнейших условий для того, чтобы двигатель автомобиля работал в штатном режиме, развивал положенную мощность, не отравлял атмосферу выхлопными газами и имел заявленный производителем ресурс. С этой целью европейская ассоциация производителей автомобилей разработала систему классификации смазочных материалов. Этот стандарт обозначается аббревиатурой АСЕА. Ее вы можете увидеть на упаковке моторных масел, которые предлагает интернет-магазин tm.by. Что она означает, рассказывается в нашей статье-обзоре.

 

Почему опора на стандарт ACEA предпочтительнее?

Между автопроизводителями ведется жесткая конкурентная борьба за покупателя и потребителя услуг. Поэтому при внешней принципиальной схожести их двигатели внутреннего сгорания имеют существенные конструктивные отличия. Особенно это заметно при сравнении моторов из США и Европы, поскольку они используют разные нормы экологической безопасности.

Сейчас существует четыре основных стандарта оценки качества и пригодности смазки для выбранного типа двигателя и условий его эксплуатации. Они приняты независимыми друг от друга организациями:

  • АСЕА. Французская аббревиатура, обозначающая Европейскую ассоциацию производителей автомобилей.
  • API. Североамериканский институт, изучающий нефть и нефтепродукты.
  • ILSAC. Международный институт, но его шкалу чаще используют производители из Латинской Америки. На нашем рынке эта продукция появляется редко.
  • ААЕ. Наша отечественная ассоциация инженеров автомобилестроителей.

На упаковке смазочных масел часто указывается соответствие двум стандартам сразу – API и АСЕА. Мы считаем, что автовладельцам из Республики Беларусь и Российской Федерации стоит больше обращать внимание на АСЕА. На это есть две причины. Во-первых, он объединяет автопроизводителей всех европейских брендов. Это BMW, Volkswagen, Saab, Peugeot-Citroen, Fiat, Volvo, Man, Land Rover, DAF. А также касается машин из Японии и США, но европейской сборки. Во-вторых, в нем более подробно произведено деление по типам автотранспорта (легковой, грузовой, коммерческий) и двигателей на нем установленных. 

Актуальная версия стандарта АСЕА и принцип его построения

Стандарт качества масла АСЕА был впервые принят в 1996 году. И он изменяется каждые четыре года. Наиболее существенные изменения произошли, на наш взгляд, в 2016 году. Тогда было решено отказаться от деления масел на те, что предназначены исключительно для дизельных или бензиновых моторов. Ранее им соответствовали литеры В и А соответственно. Кроме того, появилась особая категория для двигателей, оснащенных системами, которые очищают выхлопные газы.

На сегодняшний день структура АСЕА такова:

  • А/В. Масла для дизельных и бензиновых двигателей без систем очистки, которые устанавливаются на легковые и коммерческие автомобили малого тоннажа. 
  • С – то же самое, но для моторов, у которых есть многоступенчатые катализаторы, сажевые фильтры или системы впрыска AdBlue.
  • Е – масла для дизельных двигателей тяжелого коммерческого транспорта.

В каждой группе представлено несколько сортов масел с близкими свойствами, но различия между ними есть. Например, по высокотемпературной вязкости.

Масла группы А/В

В 2016 году произошел отказ от масел группы А1/В1, они признаны устаревшими. При этом ассоциация рекомендовала владельцам автомобилей, которые его использовали, применять масла А5/В5.

В 2020 прошла рекомендация считать устаревшей и группу А3/В3. Но такое масло до сих пор есть в продаже. Они всесезонные и предназначены для тяжелых условий эксплуатации. Интервал смены масла для них увеличен до 15 тыс. км пробега. Его можно заливать в картеры двигателей бензиновых и дизельных, имеющих устаревшую конструкцию без систем очистки выхлопных газов.

Моторные масла группы А3/В4 на сегодняшний день считаются самыми ходовыми. Подходят для бензиновых и дизельных моторов европейского и азиатского производства с солидной выработкой ресурса. Если ваш автомобиль прошел больше ста тысяч, смело используйте такую смазку, в том числе для замены А3/В3.

Моторные масла А5/В5 применяются в двигателях, использующих смазку с низкой высокотемпературной вязкостью HTHS*1 (не более 2,9–3,5 мПа*с) и высокой скоростью сдвига. Этот параметр критически важен, поскольку определяет толщину пленки на защищаемых поверхностях. Если в руководстве по эксплуатации машины нет подобных рекомендаций, то лучше не рискуйте, поскольку мотор будет испытывать масляное голодание даже при его максимальном уровне в картере. Эти масла применяются в двигателях с высоким уровнем форсирования, устанавливаемых на лёгкий транспорт. Например, на квадроциклы и снегоходы.

Группа С

Моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей с высоким уровнем экологической безопасности. То есть, тех, на которых установлены трехступенчатые катализаторы, сажевые фильтры и система AdBlue.

С1. Масла, аналогичные А5/В5 по стойкости к деструкции. Используются в бензиновых и дизельных форсированных двигателях. Они обладают низкой сульфатной зольностью, а также сниженным содержанием серы и фосфора, из-за чего их сфера применения ограничена.

С2. Аналогичны С1 по эксплуатационным качествам, но сульфатная зольность у них в пределах нормы.

С3 и С4. Моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей с повышенными экологическими требованиями не ниже Евро-4. Они стойкие к механической деструкции и имеют низкий уровень высокотемпературной вязкости HTHS*1. Используются в двигателях, требующих высокого уровня SAPS. А также в дизелях с непосредственным впрыском. Их применение способствует увеличению ресурса систем очистки.

С5. Масла созданы специально для двигателей с пониженным потреблением топлива. Используются в форсированных дизельных и бензиновых моторах. Содержание SAPS среднее, минимальная вязкость HTHS не выше 2,6 мПа*с.

Группа Е

Смазка для дизельных двигателей с тяжелыми условиями эксплуатации. Допускают увеличение интервала замены в два раза. Все они имеют стабильную высокотемпературную вязкость. Их применение снижает износ, накопление нагара и обеспечивает чистоту шатунно-поршневой группы.

Е4 и Е7. Для широкой линейки дизелей, соответствующим экологическим стандартам от Euro I до Euro V. Допустимо использование в моторах без сажевых фильтров.

Е6 и Е9. Экологический стандарт расширен до Euro VI. Для дизелей, питающимися топливом с малым содержанием серы. А также двигателей с системами SCR и EGR.

Стандарт оценки рабочих свойств моторных масел АСЕА – это очень точный инструмент, позволяющий подобрать оптимальную смазку, ориентируясь на тип двигателя, условия его эксплуатации и техническое состояние. Следуя ему, вы не только продлите жизнь своему мотору, но и сможете сэкономить на топливе.

Добавить комментарий
Может быть интересно

Тем хозяевам, у кого есть дача или загородный дом, очень нужна бензопила. Момент, когда этот инструмент становится крайне необходимым, наступает очень быстро. Поход в магазин за приобретением столь желаемого девайса может привести новичка в состояние ступора, поскольку предлагаемый модельный ряд просто необозримо широк. При этом большая часть экземпляров ощутимо «кусаются» – цена на них отпугивающе высока.

9

Современные жилые помещения в той или иной степени содержат отопительные приборы. Все чаще потребители останавливают выбор на теплых полах (ТП), поскольку они эстетичны и подходят для взаимодействия с любым напольным покрытием (керамоплитка, керамогранит, ламинат и т.д.).

19

Для любых гидравлических систем, к которым относятся и отопительные, попадание воздуха в магистраль является неисправностью, приводящей к прекращению функционирования. Потому что воздух приводит к образованию пробок, препятствующих циркуляции жидкости.

8

Монтаж душевой кабины не требует присутствия специалистов, поскольку многие собственники жилья могут справиться с задачей. Гораздо труднее выбрать модель из всего разнообразия форм, материалов и размеров. Некоторые образцы продаются в уже собранном виде, их нужно только вмонтировать в определенном месте. Однако такие модели непопулярны из-за большого размера, превышающего дверной проем.

21

Работа системы отопления не всегда может быть стабильна, что отрицательно влияет на комфорт проживания, особенно если проблемы появились в холодное время года. Часто причиной плохого прогрева радиаторов становятся излишки воздуха в батареях или появление воздушной пробки. Газ скапливается в верхней полости, из-за чего эта часть остаётся холодной.

14